Редкие ПИФы

Редкие ПИФы

Редкие ПИФы

Какими особенностями обладают интервальные фонды

«Коммерсантъ» от 16.05.2021, 14:00

Среди паевых инвестиционных фондов интервальные ПИФы незаслуженно остаются в тени. Их активы суммарно не превышают 100 млрд руб. Все свои возможности, включая широкий спектр активов, в том числе кредитные и производные финансовые инструменты, они раскрывают перед квалифицированными инвесторами. Однако при покупке этих фондов стоит учитывать риски, связанные с таким инвестированием, а также низкую ликвидность.

Малая интервальная доля

Минувший пандемийный год был очень успешным для рынка коллективных инвестиций. При этом если раньше основной прирост активов под управлением УК обеспечивали закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы), то в минувшем году бенефициарами стали открытые и биржевые ПИФы (более 280 млрд руб.). Уверенно растут активы и интервальных паевых инвестиционных фондов (ИПИФы). По данным ЦБ, за год они увеличились на 9%, до 76,7 млрд руб., хотя количество фондов сократилось с 40 до 35 единиц.

Все фишки для квалов

При этом интервальные ПИФы комбинированного типа позволяют использовать самый широкий спектр активов — начиная от акций и заканчивая сырьевыми товарами.

Наиболее популярны фонды, созданные по подобию западных хедж-фондов, то есть использующие заемные средства для операций на фондовом рынке.

Это подтверждают данные ЦБ, согласно которым основной объем активов ИПИФов инвестирован в иностранные активы, доля которых за год выросла на 5 п. п., до 61,6%. По словам Юрия Ногина, интерес со стороны инвесторов к иностранным ценным бумагам определен относительно высокими геополитическими рисками, которым подвержена РФ. В хедж-фонде также присутствуют деривативы для хеджирования рыночных рисков. «В «Первом Хедж Фонде» мы используем специальный механизм хеджирования на основе математического алгоритма. Фонд построен на идее симулирования покупки опциона колл, где максимальная просадка — премия за опцион, базовым активом является наш портфель, сформированный аналитиками и управляющими»,— отмечает гендиректор «Сбер Управление активами» Евгений Зайцев.

Кредитный механизм

На рынке ИПИФов доступны и другие стратегии. В частности, в марте 2021 года «Газпромбанк Управление активами» сформировала фонд «Газпромбанк — Гиперион», который нацелен на предоставление торгового финансирования под залог товара в обороте. Финансирование предлагается малым и средним компаниям, осуществляющим производство и торговлю ликвидными сырьевыми товарами и продуктами переработки. «Механизм финансирования через ИПИФ имеет преимущество в части обеспечения контроля за его имуществом в соответствии с российским законодательством, что обеспечивает защиту прав как владельцев паев, так и компаний МСБ»,— отмечает Юрий Ногин.

Впрочем, на российском рынке есть несколько фондов для широкой розницы, но они не пользуются у нее высоким спросом. «Такой формат фондов сложно встраивается в онлайн — тяжело объяснить клиенту, почему ему нужно ждать, чтобы купить или погасить паи»,— отмечает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал» Владимир Брагин. «Для потребностей розницы больше подходит формат открытых ПИФов, потому как они более просты для понимания клиентов в части формирования финансового результата, более ликвидны, имеют низкий порог входа. ИПИФ же требуют более высокого уровня финансовой грамотности от инвестора»,— отмечает господин Зайцев.

Дефицит ликвидности

При выборе фонда инвесторы должны внимательно изучать не только стратегию, но и инструменты, которые в него покупаются. «Если инструменты, входящие в состав фонда, имеют низкую ликвидность, повышенную волатильность, то инвесторы должны осознавать все риски, связанные с такими вложениями»,— отмечает Евгений Горбунов.

По словам Евгения Зайцева, важно обращать внимание и на то, выведены ли паи этого фонда для обращения на биржу.

Если паи залистингованы, то их можно продать на вторичном рынке между утвержденными интервалами для входа и выхода. «Также нужно понимать, что ликвидность у паев таких фондов низкая, при продаже паев, скорее всего, необходимо делать дисконт, и покупателя лучше искать напрямую с помощью клиентских менеджеров»,— отмечает господин Зайцев.

Виталий Гайдаев

dmastex3