Ловкость пальцев и никаких переходов

Ловкость пальцев и никаких переходов

Ловкость пальцев и никаких переходов

Илья Усов о физподготовке руководителей НПФ

Газета «Коммерсантъ» №79 от 13.05.2021, стр. 7

Если вы вдруг задумались о карьере гендиректора НПФ, вам в обязательном порядке нужно тренировать кисти и пальцы рук. По крайней мере хедхантеры должны обратить на это пристальное внимание. И уже на этапе собеседования спрашивать потенциального кандидата о его мелкой моторике, а также ввести специальный тест на эспандере. Отжал 100 раз — годишься в гендиректоры НПФ. Другие качества, например умение организовать работу коллектива, наладить процессы в фонде и т. п., наверное, даже не столь важны.

На такие мысли наводит практика, которую ЦБ ввел в прошлом году: договор о переводе пенсионных накоплений в частный фонд со стороны НПФ обязан подписывать только гендиректор. Сделано это было с тем, чтобы в очередной раз охладить кампанию по переводу пенсионных накоплений, которая в лучшие годы насчитывала миллионы переходов. Охладить стремление НПФ к новым клиентам действительно удалось — теперь ежегодно фонды меняют на два порядка меньше клиентов.

В прошлом году, например, активно наращивали свою клиентскую базу лишь четыре НПФ: «ВТБ Пенсионный фонд», «Газфонд Пенсионные накопления», «Большой» и Национальный НПФ. Больше всех договоров, по которым было реализовано право на переход, заключил «ВТБ Пенсионный фонд» (14,8 тыс.), меньше всех из этой группы — Национальный НПФ (6,9 тыс.). Крохи по сравнению с былыми кампаниями.

Однако гендиректорам этих фондов пришлось изрядно потрудиться. Ведь договор должен быть подписан в трех экземплярах. А значит, исходя из числа рабочих дней, а также оплачиваемого отпуска, руководители НПФ должны были подписывать 100–200 экземпляров договоров в день. То есть руководитель фонда—лидера переходной кампании каждые две с половиной минуты восьмичасового рабочего дня должен был подписывать очередной экземпляр договора. И тут без специальной физподготовки справиться, конечно, очень сложно.

А если серьезно, то дестимуляция фондов к привлечению новых клиентов, несмотря на важный момент сокращения неправомерных практик, ведет и к серьезным отрицательным последствиям. НПФ, по сути, больше не конкурируют. Ведь если ты знаешь, что соседний фонд не стремится переманить клиента, то смысла зарабатывать повышенную доходность, по сути, нет. Зато вознаграждение фонд получает при любом раскладе.

Это в диалоге с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной подметил глава совета директоров НАУФОР, а в прошлом первый зампред ЦБ Олег Вьюгин: НПФ «соглашаются с маленькой доходностью, видимо, исходя из того, что и так хорошо. Фидуциарная ответственность в норме, доходность небольшая, пенсионеры от меня никуда не денутся, а вознаграждение все равно есть».

dmastex3