Автопром палладил с дефицитом

Автопром палладил с дефицитом

Автопром палладил с дефицитом

Нехватка металла толкает котировки вверх

Стоимость палладия достигла исторического рекорда, приблизившись к уровню $2,9 тыс. Структурный дефицит драгоценного металла на мировом рынке толкает цены вверх, особенно на фоне активно восстанавливающегося спроса со стороны автопрома. Вместе с тем консенсус-прогноза дальнейшего движения цен у экспертов нет — их оценки колеблются в диапазоне от $2,3 тыс. до $3 тыс. за унцию.

В четверг, 22 апреля, стоимость палладия обновила исторический максимум. По данным агентства Bloomberg, в течение дня стоимость драгоценного металла поднималась на 0,6%, до отметки $2891,5 за тройскую унцию. Почти непрерывный рост цен на палладий продолжается шестую неделю подряд. За это время цена металла выросла на четверть, причем только на этой неделе котировки поднялись более чем на 4%.

Высокие темпы роста цен на палладий связаны с восстановлением мировой экономики в целом и автомобильной промышленности в частности (палладий используется в автомобильных катализаторах).

По словам руководителя аналитического отдела департамента персонального банковского обслуживания банка «Зенит» Георгия Окромчедлишвили, цены реагируют в первую очередь на мощное восстановление общего спроса автомобильной промышленности в США и Китае на фоне высоких темпов вакцинации. Согласно данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей, в первом квартале было реализовано 5,09 млн машин, что на 69% выше провального первого квартала 2020 года и сопоставимо с результатом аналогичного периода 2019 года. «Продажи автомобилей в США превысили не только уровень 2020 года, но даже допандемийного марта 2019 года»,— отмечает господин Окромчедлишвили. Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова отмечает, что ужесточение стандартов загрязнения окружающей среды в Европе и Китае стимулирует спрос на металл.

Автопром палладил с дефицитом

Дополнительную поддержку ценам оказывают сохраняющиеся риски дефицита металла. По словам эксперта «Открытие Research» Оксаны Лукичевой, ключевыми рисками выступают не до конца восстановленная работа на шахтах «Норильского никеля» после аварии (на руднике Таймырский ожидается восстановление в июне), данные о снижении производства платиноидов в ЮАР. По данным статистического бюро ЮАР, их производство в феврале 2021 года сократилось на 0,9% год к году после падения на 16,1% в январе. «Из-за аварии «Норникель» временно «потерял» 400 тыс. унций палладия, что составляет примерно 3,5% мирового производства металла и достаточно чувствительно для глобального рынка»,— отмечает портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Эдуард Харин.

Сочетание роста спроса на металл со стороны автомобильной промышленности и снижения производства усиливает дефицит поставок металла на мировом рынке.

«Существующие запасы на NYMEX и в ETF пока достаточны для сглаживания поставок, но не исключают локального обострения дефицита»,— отмечает Оксана Лукичева.

В таких условиях участники рынка не исключают дальнейшего роста цен на металл. «Дефицит палладия на мировом рынке сохранится до 2023 года. Лишь с 2024 году возможно ослабление дефицита как за счет увеличения предложения металла, так и в связи с ослаблением спроса по мере перехода автопрома на производство электромобилей»,— отмечает Оксана Лукичева. Екатерина Крылова считает, что уровень в $3 тыс. может быть пройден в течение двух-трех месяцев.

Однако после произошедшего роста на рынке назрела коррекция, в том числе потому, что в Северной Америке и в Африке будут наращивать объемы производства металла, считает главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Кроме того, инвестфонды будут фиксировать прибыль в контрактах на палладий, накопленную за последние несколько лет, считает он. По его оценке, в 2021 году цена на палладий будет на уровне $2,5 тыс. «Открытие Research» прогнозирует среднегодовую стоимость палладия в пределах $2,3–2,5 тыс. за унцию.

Виталий Гайдаев

dmastex3