Schoolboy Runaway: что нужно знать об “играх смерти“ и как о них разговаривать с детьми

Schoolboy Runaway: что нужно знать об “играх смерти“ и как о них разговаривать с детьми

Что такое «группы смерти», что привлекает подростков в суицидальных играх и как правильно себя вести, если вы узнали, что ваш ребенок увлекся опасной темой. Об этих и других важных вопросах Tengri Life побеседовал с экспертом – психологом и поведенческим аналитиком Сергеем Семенченко, который работал в 2017 году с родителями подростков по печально известному делу группы «Синий кит».

Что такое «группы смерти», что привлекает подростков в суицидальных играх и как правильно себя вести, если вы узнали, что ваш ребенок увлекся опасной темой. Об этих и других важных вопросах Tengri Life побеседовал с экспертом – психологом и поведенческим аналитиком Сергеем Семенченко, который работал в 2017 году с родителями подростков по печально известному делу группы «Синий кит».

После громких случаев подросткового суицида в Алматы в сети разгорелись споры о причинах трагедии. Многие обвинили социальные сети и нашли опасными ряд мобильных игр, в том числе Schoolboy Runaway (мобильная стелс-игра про побег школьника из дома), заявив, что они программируют детей на деструктивное поведение. Депутат Мажилиса Жулдыз Сулейменова заявила, что серия подростковых суицидов в Казахстане не что иное, как «убийства с реальным исполнителем». Тем не менее в КНБ в ответ на запрос Tengrinews.kz сообщили, что так не считают. Полиция также расследует каждый случай по отдельности. В МВД сообщили, что проверили игры и они не содержат прямого призыва детей к суициду.

Социальная суицидальная игра

Психолог Сергей Семенченко уточнил, что, когда упоминаются так называемые «группы смерти», надо понимать, что речь идет не о какой-то отдельно взятой группе «Синий кит», «Красный лис» и прочих. Мы говорим о таком феномене, как суицидальная социальная игра.

«То есть это, по сути, целая субкультура, объединяющая людей «по интересам». То есть, если людей отграничить от определенной конкретной группы, мало что изменится», – отметил он.

Эксперт рассказал, что началось это явление в Великобритании в 2010-х годах, тогда об этом много писали британские СМИ.

«Сначала в виде разнообразных челленджей. Например, подростки прыгали с дамб или речных обрывов в реки, и друзья их снимали на видео. Был парацетамол-челлендж, где подростки соревновались, кто больше парацетамола выпьет. Также была игра по типу «беги или умри», когда нужно было перебежать дорогу максимально близко к движущемуся транспорту», – рассказал Сергей Семенченко.

И добавил, что вначале не было определенных групп, их создателей и координаторов, но тем не менее были вирусные игры, распространявшиеся через интернет. А кроме того, подростки обсуждали челленджи и показывали друг другу видео, собираясь компаниями, как это свойственно подросткам, и в реальной жизни.

«По этой причине бесполезно винить в этом явлении появившуюся в интернете «группу смерти», компьютерную игру или какую-то книгу, которую сейчас могут начать изымать из продаж, запрещать и так далее. Это все не приведет к нужному результату», – подчеркнул эксперт.

Далее психолог рассказал, что в нашем интернет-пространстве об этом явлении стало известно в 2015 году, когда девочка из России Рита Паленкова совершила суицид и оставила предсмертную записку в своей социальной сети. Тогда узнали, что существует некая группа смерти «Синий кит», был задержан ее администратор – Филипп Будейкин, обычный подросток, который координировал игру и, как выяснила экспертиза, не имел психических отклонений. Изначально игра не предполагала суицида, а состояла из безобидных челленджей. Но потом группа «заигралась».

Фото:depositphotos.com

Почему подростки вовлекаются в это

Психолог утверждает, что подростки во все времена любили играть в опасные игры.

«Еще добавлю по поводу социальных игр, нужно также вспомнить, что подростки еще до эпохи интернета всегда играли в опасные игры. Это беготня по стройкам, по заброшенным зданиям, прыжки с опасной высоты, это разборки «район на район». И, по сути, это все имеет отношение к одному и тому же – к поиску приключений и адреналина», – заметил он.

И добавил, что, кроме поисков адреналина, в этом возрасте важен поиск своего места в мире и чувство общности со своей компанией:

«Подростки ищут свое место в мире, подростки хотят адреналина, подростки ищут приключений, плюс ко всему подростки стараются делать то же самое, что и их окружение, их компания делает, чтобы быть частью. То есть подросткам очень важно быть частью чего-то», – объяснил Сергей Семенченко.

Потому что их сверстники играют, их друзья играют, там стало интересно, стало любопытно, было скучно, нечего делать, решили с друзьями попробовать», – добавил он.

Что еще вовлекает детей и подростков в опасную игру

Эксперт отмечает следующие моменты:

Медийность. Когда тему поднимают в интернете, в СМИ, идет активное обсуждение – это вызывает повышенный интерес. Например, многие узнали об игре Schoolboy Runaway уже после того, как один из родителей распространил видео о ней в сети.

Непонимание и романтизация смерти. Ореол некой таинственности и мистики. Понятие смерти для подростков абстрактное. Они не так много сталкиваются, не контактируют с темой смерти, как взрослые, тем более в нынешнее время, когда «осознанные родители» пытаются максимально оградить подростков от любого стресса.

Тренды. Поскольку подростки очень чутки к модным тенденциям, к трендам и у них очень развито подражание, то одна из рекомендаций – это исключить пристрастное подробное обсуждение суицидальных случаев с подростками. Никаких подробностей.

«Важно понимать, что это не просто игра в Telegram, Instagram или «ВКонтакте». Это отдельное течение, социальные игры. Они преимущественно распространяются через интернет, преимущественно, но не обязательно. И блокировкой социальных сетей проблему не решить», – подчеркнул психолог.

Фото:depositphotos.com

Как обсуждать с подростками эту тему

Прежде всего психолог отметил, что «любое обсуждение должно проходить в спокойном, информативном, неэмоциональном тоне».

«Тон повествовательный, как будто вы говорите про погоду. Без каких-либо подробностей, без обсуждения того, как проходит игра, как в нее попасть, что там происходит, кто в нее играл и так далее», – подчеркнул он.

Переходим к главному.

Как быть, если вы обнаружили в соцсетях ребенка суицидальный контент

Психолог рассказал, что подростки могут увлекаться суицидальной темой по разным причинам. Условно интересующихся можно разделить на две группы.

Две группы подростков, которые играют в суицидальные игры

«Есть две группы подростков, которые играют в суицидальные игры. Первая группа – из интереса или из скуки. В этом случае в соцсети подростка будет вполне нейтральный контент: какие-то шутки, приколы, музыка, цитаты, я не знаю, видосики всякие, мемы. Среди этого вполне нейтрального фона может встретиться несколько мрачных постов.

Вторая группа, которая пришла в суицидальную игру именно с целью самоповреждения или суицида, чаще всего пишет с фейковой страницы, без своего имени. И на странице контент очень мрачный, очень депрессивный. То есть это цитаты, фото, картинки, музыка, которые имеют отношение к суицидальным, депрессивным темам», – объяснил эксперт.

И добавил, что с первой работать чуть проще, со второй работать сложнее.

Первая группа. Что важно для детей, которые «пришли к теме от скуки»

Сергей Семенченко отметил, что важно поговорить с ребенком, но делать это нужно без морального давления. Потому что в последнем случае наладить контакт не получится.

«Важно с ними поговорить. Важно аккуратно расспросить, почему он в это играет. И здесь следует использовать доброжелательную заботу. Не контроль, не давление авторитетом, не пытаться ни в коем случае отобрать гаджеты, проверять переписки, взламывать мессенджеры или вещать в приказном назидательном тоне. Нет, контакт будет моментально потерян, потом от подростка вы ничего не добьетесь», – предупредил эксперт.

«А далее, – отметил психолог, – нужно предложить альтернативу игре, адреналину и приключениям, за которыми идет эта группа детей, в реальной жизни. Хорошим вариантом будут, допустим, какие-то спортивные секции, кружки, городские квесты. Выезды куда-то, интересные путешествия, какой-нибудь приключенческий поход. В этих вариантах подросток может получить то же самое, что он искал в игре».

Вторая группа – с суицидальными наклонностями

Что нужно знать о подростках, которые идут играть в игры, потому что имеют суицидальные наклонности? Эксперт ответил, что любой суицид – это поиск решения. То есть подросток, который идет на это, пытается таким образом выйти из проблемы, которая стоит перед ним и которую, по его мнению, никаким другим образом он решить не может.

Что может служить причиной для таких состояний? Сергей Семенченко перечисляет следующие факторы:

Социальная изоляция

Это состояние, при котором, во-первых, подросток ощущает «меня никто не любит, меня никто не понимает, я никому не нужен». Во-вторых, это беспомощность, типа «я ничего не могу сделать, я ничего не могу решить, я ни на что не могу повлиять». Третье – это чувство безнадежности: «будущее ничего хорошего не несет».

Низкая самооценка

Низкая самооценка подростка, уязвленное чувство собственного достоинства, стыд. Ощущение собственной незначимости.

Психолог объяснил также, что подростковое суицидальное поведение имеет три основные характеристики:

  • протест (против проблемы либо конкретно чего-то или кого-то);
  • привлечение внимания к ситуации;
  • избегание ситуации.

Фото:depositphotos.com

Демонстративная попытка

Сергей Семенченко рассказал также, что чаще всего подростки, совершающие суицид, не намереваются уйти из жизни на самом деле:

«Понятие смерти для подростков абстрактное, и чаще всего, как ни парадоксально это звучит, подростки не пытаются уйти из жизни, совершая суицид. Особенно у подростков в возрасте до 14 лет нет границы между тем, чтобы просто себя повредить, и совершить суицид. Они это совершают импульсивно и эмоционально, как правило, тем, что под руку попалось. Это стремление не уйти из жизни, а уйти от конфликта, от ситуации, которую они переживают.

Для более старших подростков, 14-16 лет, это чаще демонстративная попытка привлечь к себе внимание», – заметил Сергей Семенченко.

То есть чаще всего подростки не планируют самоубийство с целью уйти из жизни.

Что делать в моменте

  • Во-первых, использовать в беседе удерживающие от суицида мотивы. Это могут быть ссылки на моральные и религиозные устои для той категории людей, для которой это имеет значение.
  • Во-вторых, держать фокус на необходимости решения проблемы. Дать понять, что, пытаясь совершить суицид или повредив себя, ты проблему не решишь. Проблему нужно решать, и тогда все будет хорошо и тебе не нужно искать других способов.
  • В-третьих, мягко (обязательно) напомнить об ответственности за кого-либо, за свою семью, за близких, за своих питомцев и так далее.

Что делать с проблемой в целом

Эксперт выделяет следующие пункты:

Принимать подростка как личность.

У многих взрослых с этим проблема. Подростка нужно принимать как личность. Человека, у которого есть свое мнение, своя точка зрения, как отдельную единицу общества. Нельзя его воспринимать как ребенка, который «ничего в жизни не понимает».

Принять тот факт, что у ребенка есть проблема

Принять неоспоримый факт, что, если человек называет это проблемой, это действительно проблема. Даже если вам кажется несерьезной неразделенная «детская любовь», конфликты с одноклассниками или во дворе, нужно отнестись к этому как к реальной серьезной проблеме.

Отделить заботу от гиперопеки

Необходимо включать заботу, но не превращать ее в гиперопеку, пытаясь все сделать за подростка. И помнить, что заботливые отношения – ни в коем случае не контролирующие, не указывающие и не назидательные. Не с позиции сверху вниз, иначе контакт с подростком будет потерян моментально. Здесь очень важно сохранять доверие, а доверие – это когда подросток может безопасно раскрыться и поговорить с вами.

Не допускать обесценивания

Не использовать в качестве «ободрения» такие моменты, как «ой, знаешь, вот у других людей проблемы похуже твоих, ну ничего же, живут», или порицание: «ты хоть знаешь вообще, какое горе ты бы своей семье принес?».

Быть заботливым слушателем

Нужно слушать, нужно понимать, что для подростка важно обсуждение его боли, нужно задавать вопросы. Например, «когда это для тебя стало проблемой», «что тогда произошло», «почему ты решил сделать именно вот так» и так далее. Вам самим поможет это понять суть проблемы.

Предлагать конструктивные подходы

Нужно конкретизировать проблему, задавая вопросы, например, «когда ты почувствовал себя хуже, что произошло в тот момент», «к кому эта проблема, к кому это ухудшение твоего состояния имеет отношение, кто на нее влияет». То есть локализировать, скажем так, проблему, чтобы предложить затем обоснованное решение.

Вселять надежду

В подростка обязательно надо вселять надежду. Как это можно сделать? Это можно сделать путем локализации. То есть, чтобы убрать ощущение безнадежности, проблему нужно локализовать, вычленить и отделить от остальной жизни. Чтобы стало понятно, что во всех остальных сферах все хорошо, а вот здесь вот конкретно – не очень. И эта локальная проблема решаема.

Адекватно оценивать риск суицида

Даже отработав тему с подростком, не нужно расслабляться и думать, что опасность полностью миновала и все хорошо. Адекватно оценивать степень риска: а действительно ли все хорошо? Или он просто сказал, чтобы вы отстали, и вы поверили. Для того чтобы оценивать, нужно понимать, насколько проблема решена. Насколько доверительны ваши отношения, насколько подросток реально открывается.

Почему над проблемой обязательно должны работать родители

Поведенческий аналитик выделил этот вопрос отдельно. И подчеркнул, что роль родителей в теме суицидальных игр и предотвращения подросткового суицида – главная.

«Нельзя выводить подростка из игры без участия родителей, поскольку есть очень большая ответственность родителей в том, что ребенок туда попал. Это значит, что они были слишком заняты собой, например, своей карьерой, своими делами, еще чем-то, и просто пропустили, не уделяли достаточно внимания, и ребенок попал в эту группу. Поэтому нужно работать в системе «родители плюс ребенок», работать с семьей в целом», – объясняет Сергей Семенченко.

«Помощь специалистов, например школьный учитель, психолог, нужна, но она работает на некоторое время, – добавил он. – А в фоновом режиме контролировать это должны родители. Поэтому обязательно подключаем их к этому делу».

Что работает хуже всего

И в заключение психолог предостерег родителей от того, что не помогает решить проблему, а, наоборот, только ухудшает ситуацию:

«Здесь хуже всего работают контроль, агрессия, давление и все, что обычно привыкли делать взрослые люди по отношению к подросткам.

Нужно включать заботу, искренний интерес, слушать подростка, задавать вопросы и решать проблему комплексно, подключая родителей и привлекая специалистов.

С этим явлением бесполезно бороться запретами. Если у нас даже заблокируют все группы, сделают жесткий родительский контроль вплоть до прослушки телефонов, эта проблема не изменится. Надо понимать, что это направление может спокойно развиваться без интернета. Поэтому контроль попытки влезть в личную зону подростка и личную жизнь не сработают. Это сделает только хуже. Вот это, собственно, все», – заключил он.

dmastex3